Переселение эстонцев в Сибирь осуществлялось в рамках столыпинской аграрной реформы и крестьяне, получив участки земли, активно занимались земледелием и скотоводством.
Село Ускюль ( что в переводе с эстонского означает «новая деревня») было основано переселенцами с эстонского острова Сааремеа весной 1917 года, когда первые пять семей (Кутвес, Пязинг, Пуру, Холман, Югансон) получили разрешение на строительство домов. Село относилось к Троицкой волости и располагалось на берегу озера Чертов кулак. К осени 1918 года было построено уже около 70 домов землянок.
На полях выращивали пшеницу, рожь, просо, ячмень, разводили лошадей, коров, овец, птицу. Часть сельхозинвентаря жители привезли из Эстонии, многое делали своими руками из дерева и ковали в кузнице из железа. Первые поселенцы строили дома-землянки. Позже стали строить дома из древесины.
Традиционная женская одежда рубаха тунико-образного покроя, полосатая юбка, тканый пояс, верхняя суконная короткая кофта в талию или безрукавка. Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор, позднее полотняный чепец. Головной убор девушек — венец на твердой основе или лента. Использова-лось также льняное или шерстяное покрывало. Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами, цепочками с монетами и бусами.
Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны, длинные или до колен, жилет, куртка, войлочная шляпа.
Обувь — кожаные постолы, по праздникам туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Повсеместно были распространены вязаные цветные варежки, чулки, носки.
Основу традиционной пищи эстонцев составля-ли ржаной хлеб, каши, похлебки, овощи, рыба, кислое молоко, творожный сыр, мясо. Напитки: овсяный кисель, квас, пиво, простокваша. К праздникам выпекали чистый пшеничный хлеб, готовили колбасы кровяные с крупой, студень, мультикаплис.
В годы гражданской войны через село проходили колчаковцы, красноармейцы на тачанках, но местных жителей они не трогали.
После окончания гражданской войны жизнь в деревне постепенно налаживалась.
В 1926 году в селе была открыта начальная школа. В 1929 году в Ускюле образовали первый колхоз, носивший имя эстонского революцио-нера Виктора Кингисеппа. Первым председа-телем был избран Шушлик Алексей Иванович (бывший чешский военнопленный).Колхоз имел грузовую машину. В селе работали ветряная мельница, изба-читальня, ветеринарный пункт, медицинский акушерский пункт. Уже к 1937 г. в село провели электричество. Вместо землянок стали строить деревянные дома. Заведующей частными швейными была Сталь Элла, которая обучала девушек портновскому делу. Одной из лучших учениц была Пруль Лайна.
В летние месяцы в мастерские нанимались «бродячие» портные, которые помогали выполнять заказы селян.
В 30-е годы в селе активно выступал ансамбль эстонских гусляров. Инструменты были привезены из Эстонии, но были и самодельные.
Перед самой войной в селе была построена новая школа, на самом краю Комсомольской улицы (которая называлась Рист –«Поперечная») находился магазин, на въезде в село справа на улице Пик – «Продолговатая» (ныне улица Центральная) располагалась пожарная служба: вышка высотой 30м со смотровой площадкой, колоколом и рельсой с дубинкой; постоянно дежурили, упряжка лошадей запряжена, на телеге – лестница, бочка с ручным насосом. На месте нынешнего гаража за котельной находился ветряной колодец.
С началом Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт и вся тяжесть хозяйственной жизни легла на плечи женщин. Заготавливали корм для скота, вручную доили по 12-14 коров три раза в день, пахали, сеяли и убирали зерно.
Со своего подсобного хозяйства платили большие налоги: до 400 л молока, одну тушу свиньи, по 100 яиц с каждой курицы.
Дети в свободное от занятий в школе время с 10-12 лет помогали взрослым: работали на граблях, грузили зерно, сено и силос на телеги, возили с полей.
После окончания войны в селе наладилось сельхозпроизводство, строились новые животноводческие помещения: коровники, овчарня, крольчатник, конюшни. Менялся облик деревни, была сооружена пристройка к школе, построен клуб, новый магазин, радиоузел.
В селе появились первая машина и мотоцикл.
В селе бережно хранили традиции национальной эстонской культуры. Фольклор эстонцев включает песни, предания, сказки, пословицы.
В 50-60 –е годы фольклорная группа девушек выступала в клубе, на полях, принимала участие и становилась лауреатом районных и областных фестивалей народного творчества.
Село сохранило свой национальный язык. В семьях в основном разговаривают на родном языке пожилые люди, дети чаще всего не умеют говорить по эстонски, особенно, если растут в смешанном браке (русский и эстонка или наоборот). Разговорная речь жителей села отличается от современного языка - она более архаична.
Традиции эстонской культуры бережно сохраняются : проводятся праздники, выставки декоративно-прикладного искусства, в сельской школе создан историко-краеведческий музей, налажены тесные связи с выходцами из Ускюля, вернувшимися на земли предков в Эстонию.
Переселение эстонцев в Сибирь осуществлялось в рамках столыпинской аграрной реформы и крестьяне, получив участки земли, активно занимались земледелием и скотоводством. Часть семей предпочла выделить свои наделы и поселиться на хуторах, которых вокруг Ускюля было много до конца 30-х годов (Поль-хутор, Вяхи-хутор, Картуль-хутор, хутор Аракуль и др.)
На полях выращивали пшеницу, рожь, просо,ячмень, разводили лошадей, коров, овец, птицу.
Часть сельхозинвентаря жители привезли из Эстонии, многое делали своими руками из дерева и ковали в кузнице из железа.
Первые поселенцы строили дома-землянки. Позже стали строить дома из древесины.
Национальный костюм
Традиционная женская одежда — рубаха туникообразного покроя, полосатая юбка, тканый пояс, верхняя суконная короткая кофта в талию или безрукавка. Замужние женщины носили передник, полотенчатый головной убор, позднее — полотняный чепец. Головной убор девушек — венец на твердой основе или лента. Использовалось также льняное или шерстяное покрывало. Праздничная одежда украшалась серебряными фибулами, цепочками с монетами и бусами.
Мужская одежда — туникообразная рубаха с прямым разрезом ворота, штаны, длинные или до колен, жилет, куртка, войлочная шляпа.
Обувь — кожаные постолы, по праздникам — туфли у женщин, высокие сапоги у мужчин. Повсеместно были распространены вязаные цветные варежки, чулки, носки.
Традиционная кухня
Основу традиционной пищи эстонцев составля-ли ржаной хлеб, каши, похлебки, овощи, рыба, кислое молоко, творожный сыр, мясо. Напитки- овсяный кисель, квас, пиво, простокваша. К праздниками выпекали чистый пшеничный хлеб, готовили колбасы кровяные с крупой, студень, мультикаплис.